Корзина
189 отзывов

Сейчас компания не может быстро обрабатывать заказы и сообщения, поскольку по ее графику работы сегодня выходной. Ваша заявка будет обработана в ближайший рабочий день.

+380673844914
+380673844914
+380672773603
УкраинаХмельницкая областьВійтівцісмт. Війтівці, вул. Героїв України 10д
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
Корзина
Вышиванка и Трикотаж НоКо
  • НоКо
  • Статьи
  • Крымскотатарская вышивка: особенности и техника

Крымскотатарская вышивка: особенности и техника

Крымскотатарская вышивка: особенности и техника

Ни для кого не секрет каким талантливым и самобытным является украинский народ. С севера на юг, и с запада на восток в каждом уголке Украины с древних времен люди создавали свою, неповторимую вышивку. Вышитая рубашка была только повседневной одеждой. Изготавливая ее мастерицы вкладывали туда частичку своей души, подбирали такие орнаменты, которые служили оберегом от сверхъестественных сил и злого глаза. Каждая этническая местность Украины славится именно своим видом вышивки. Мастера пытались создать что-то свое, новое, то, которое будет отличаться от других регионов и вызвать удивление и восхищение.

Именно такой вышивкой является татар ишлеме, или двусторонняя традиционная вышивка крымских татар. Крымскотатарские мастера настолько увлеклись, что создали более шестидесяти видов вышивки. Крымскотатарская вышивка - сложная техника вышивания нашей страны и по праву - это культурное достояние Украины. Кроме техники исполнения татар ишлеме отличается цветовой гаммой от других этнических регионов Украины. Как правило - это были пастельные цвета в сочетании с золотыми и серебряными нитями. Орнамент на крымскотатарском вышивке делятся на мужскую и женскую. Изготавливая каждый знак, мастерицы вкладывали свой особый смысл: изогнутую ветку считают традиционно женским знаком, она означает развитие, динамичность и изменчивость; мужским знаком считают родовое дерево, имеет такое значение, как сила, мужество и надежность. Пожилого человека изображали гвоздикой. Тюльпаном - молодых юношей, а розой - девушек и женщин. Популярный орнамент мамар, что использовали отделочных или головные уборы, предметы домашнего и текстиля изображали в виде дерева жизни. Вышивали крымские татары в основном на натуральных тканях: льне, хлопке и шовци. Мастерицы из Крыма сами изготавливали лен и из показаний очевидцев он был мягким и нежным.

Интересной и необычной традицией является то, что перед замужеством крымчанка имела изготовить свое приданое сам. И это должно было быть 200 метров сотканных и вышитых вещей. По традиции практически всю одежду крымских татар был украшен вышивкой. Начиная от рубашек и заканчивая верхней одеждой и головными уборами. Кроме одежды мастерицы украшали вышивкой почти все бытовые вещи в доме.

Когда молодой человек начинал ухаживать за девушкой, то дарил ей чистый платок, она же вместо того, чтобы показать свое отношение к нему должна была украсить его вышивкой. Если на платке была вышита цветок небольшого размера - до свидания, а если большая и роскошная цветок, то скоро будет свадьба.

Исследователи крымскотатарской культуры выделяют несколько основных техник вышивки

  1. Вышивка техникой двусторонней глади, или татар ишлеме. Самая популярная техника крымскотатарских мастеров. Для выполнения этой техники использовали золотые, серебряные и хлопчатобумажные нити. Шелковые крученики вышивали на тонкой ткани. Татар ишлеме особую популярность получила в середине 19 века и актового используется в наше время. Особенность выполнения заключается в том, что нужно считать дырочки на тканевой основе, когда игла протянутая на изнаночной стороне ее нужно перехватить снизу левой рукой, сделать возвратное движение двигаясь к изнаночной отверстия. Вытянуть иглу нужно ушком вверх. Положение иглы в пространстве менять нельзя.
  2. Есап ишлеме считают второй по популярности техникой вышивания. Эта техника имеет семь разновидностей швов. Технику также относят к счетного прозрачного двустороннего шитья. Используется для заполнения больших пространств.
  3. Шитье на отверстие, или Телль. Еще одна разновидность двусторонней вышивки. Выполнялось золотой, или серебряной маленькой пластиной. Особенностью двусторонней техники вышивания является то, что невозможно отличить где лицевая, а где изнаночная сторона.
  4. Тамбурный односторонний шов, или же Кьаснак "выполнялся специальной иглой, в которой было преломленный кольцо. Наиболее популярной эта техника была в турецко-монгольских народов. Кьаснак "характеризуется приемом вышивания тон в тон. В вышивке эта техника не получила широкого распространения, а вот в ковроделии активно использовалась.
  5. Односторонняя вышивка золотом и серебром, или михлама. Эта техника широко использовалась там, где изнаночная сторона не имела никакого значения. Чаще всего ею украшали женские шапки, обложки на Коран, шкатулки, рукава. Также во времена крымского ханства односторонней вышивкой украшали ханские палатки, большие настенные подушки, черпаки для лошадей. Женщинам эту работу выполнять было трудно, поэтому этой техникой занимались мужчины. Делали они это на специальных станках, объединяясь в небольшие цеха.
  6. Позаимствована у турок техника вышивания букме. Особенность техники было то, что золотые и серебряные шнурки нужно было наложить на ткань и закрепить снизу нитью. Техникой букме украшали в основном верхнюю одежду и обувь. Так же, как и михламу букме изготавливали на специальном станке.

Крымскотатарское искусство вышивки считают уникальным явлением не только украинской, но и мировой культуры. В этой чрезвычайно красивой и нетипичной вышивке изображены все эпохи и цивилизации, прошедшие этот край: скифы, античность, Византия, тюрки - все они внесли свою лепту в историю и развитие крымскотатарского народа.

Другие статьи